Титаны микроуровня

Титаны микроуровня
Новости
Титаны микроуровня
Как МФО обеспечить ежегодный рост в 20 % во время кризиса

Автор: Александр Воротилов, Forbes Kazakhstan

У микрофинансовых организаций (МФО) сложился имидж места, где можно одолжить «десятку до получки». Да, это не банк: здесь дикие проценты, которые компенсируют недостаточное покрытие рисков; большую сумму не возьмешь; реальный бизнес такими институтами не финансируется. Тем не менее стереотипы постепенно разрушаются, в том числе благодаря тому, что этот рынок теперь жестче регулируется Нацбанком. С него ушли компании, которые занимались легализацией теневых доходов, финансовые пирамиды и прочие сомнительные структуры – число МФО с начала года сократилось в 20 раз. Напротив, усиливаются позиции компаний с портфелями в десятки миллиардов тенге, которые имеют в том числе западное финансирование, в отличие от казахстанских банков. Например, кредитный портфель KMF составляет почти 40 млрд тенге, с ежегодным ростом в 20 %. Компания получает финансирование от западных банков, собирается работать по государственным программам и выходить в онлайн. Об этом и о том, как трансформируется отечественный рынок МФО, рассказывает Forbes Kazakhstan председатель правления KMF Шалкар Жусупов.

– C 1 января 2016 года микрокредитные организации, которые хотели продолжать работать на рынке, прошли обязательную перерегистрацию в Нацбанке как микрофинансовые организации, начали предоставлять стандартизированную финотчетность, соблюдать пруденциальные нормативы. Вместо 2000 компаний на рынке осталось около 100. Как эти меры отразились на рынке?

– Инициатором изменений выступила Ассоциация микрофинансовых организаций (АМФОК), и KMF в этом ее поддержала. Цель проста – сделать микрокредитный рынок прозрачным, работающим по единым правилам, избавить от финансовых «пирамид» и компаний-однодневок, а также тех, кто использует микрокредитный бизнес для отмывания денег. В целом это помогло структурировать рынок, расчистить его для профессиональных игроков, улучшить имидж МФО в глазах заемщиков.

– На ваш взгляд, эти шаги помогли увеличить прозрачность рынка МФО?

– Безусловно, перерегистрация МКО в МФО сделала рынок понятнее прежде всего для регулятора и потребителя. Клиенты это почувствовали, потому как усилилась конкуренция. Но это не повод останавливаться на достигнутом. МФО регулируются, но в то же время пока никаким контролем не охвачен сектор онлайн-кредитования. В этом я вижу потенциальную угрозу, поскольку отсутствует должная оценка платежеспособности клиента: риски покрываются сверхвысокими процентами, что негативно сказывается на рынке кредитования, в том числе микрофинансового сектора.

– Как себя чувствует крупнейшая микрофинансовая организация Казахстана в условиях нестабильного курса нацвалюты, других макро- и микроэкономических реалий, связанных с дешевой нефтью?

– Пройдя через этот опыт в прошлом, KMF усовершенствовала систему риск-менеджмента, что позволило избежать высоких убытков. При этом мы не переносим этот риск на клиента. Все микрокредиты выданы в тенге, поэтому клиент не несет повышенной нагрузки по платежам. Так что чувствуем себя хорошо – рост не прерывается ни на один год с момента открытия в 1997-м.

Сегодня у нас 103 офиса, 84 из которых находятся в сельской местности, географически мы охватываем почти 3 тыс. населенных пунктов. С начала 2016 года портфель вырос на 5 млрд тенге, до 39,5 млрд, число клиентов увеличилось на 10 тыс. человек, до 162 тыс.

Рост обусловлен несколькими факторами, которые делают наc устойчивыми к внешним вызовам. Первый я уже озвучил – это кредитование в тенге. Во-вторых, мы внимательно анализируем бизнес наших клиентов, то есть кредитуем жизнеспособные и конкурентные проекты, отсюда низкий уровень NPL (в пределах 2 %). В-третьих, наши клиенты научились планировать свои финансовые потоки, ведь они постоянно получают от нас финансирование.

– Кто ваша аудитория и на какие цели берет кредиты?

– Больше половины клиентов – индивидуальные предприниматели или имеющие предприятия. Еще 30 % – фермеры, владеющие скотом или землей. Остальные 15 % – наемные работники. Сегодня у нас более 160 тыс. активных клиентов, причем 64 % из них женщины, то есть, по сути, большая часть – бизнес­вумен. Они держат хлебопекарни, цеха по пошиву одежды, магазины, фермы. Это наша реальная экономика, которая чутко реагирует на малейшие изменения покупательского настроения и финансовой ситуации в целом.

На что берутся кредиты? Тут я, возможно, разрушу устоявшийся миф, который бытует в отношении МФО, что, мол, у них одалживают деньги до зарплаты. Наших клиентов отличает то, что они используют полученные займы не на покупку смартфона последней модели или телевизора, а на открытие или развитие своего бизнеса, увеличение товарооборота. Около 25 % клиентов кредитуется у нас более трех лет. С начала деятельности мы инвестировали в развитие микропредпринимательства более 300 млрд тенге.

– Какие источники финансирования использует KMF, работаете ли с иностранными инвесторами?

– Мы пользуемся займами зарубежных фондов, банков и частично акционеров. Также сотрудничаем с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международной финансовой корпорацией (IFC), в будущем намерены заключить соглашение с фондом «Даму». На 1 июня 78 % портфеля привлечений приходилось на зарубежное финансирование от таких кредиторов, как Deutsche Bank Responsibility, Incofin, Symbiotics, Blue Orchard, Triodos, EBRD, DWM, IFC, Triple Jump, Oikocredit, Microvest. Остальное привлекаем на местном рынке у казахстанских банков. Большую часть заимствований, чтобы снизить валютные риски, стараемся получать в нацио­нальной валюте (сейчас это около 67 %), остальное в долларах США.

– В вашей клиентской базе более 70 % – мелкие предприниматели, которые также выступают в качестве работодателей. Привлекаете ли вы госфинансирование на льготных условиях для предоставления займов этой категории клиентов?

– Мы планируем в 2016 году привлечь заем от фонда «Даму» на сумму 250 млн тенге в рамках программы по размещению средств в МФО для последующего финансирования субъектов малого предпринимательства.

– Вы упоминали, что сверхвысокие ставки по микрозаймам, в том числе в онлайн, – одна из причин недоверия и негативного имиджа микрокредитных организаций…

– Сверхвысокие ставки по онлайн-кредитам – проблема многих стран. Сейчас в Европе центральные банки думают над тем, как их ограничить, ввести контроль за онлайн-кредитованием. Считаю, что и в Казахстане данный сегмент должен подлежать регуляции со стороны Нацбанка, как и другие участники финрынка. Это создаст правила игры, упорядочит игроков, снизит уровень мошенничества в этой сфере, что позитивно отразится на потребителях.

Какие именно меры должны быть введены? Они должны быть соразмерны этому рынку и уровню его развития. Нужны ограничения по выбору заемщика, то есть не всех кредитовать, а проводить должную оценку платежеспособности, чтобы человек не попал в кабалу из-за своей финансовой безграмотности.

– Имеет ли сама KMF планы выхода в онлайн-кредитование?

– Да, такие планы есть. Но это будет другая модель, мы рассматриваем ее как инструмент взаимодействия с уже существующими клиентами, теми, кто повторно берет кредит на прозрачных и абсолютно понятных условиях. Получение кредита онлайн для части клиентов станет более удобным инструментом дистанционного взаимодействия с KMF через личный кабинет на сайте компании или мобильное приложение.

– Микрофинансовый рынок в кризисном 2015 году показал более быстрый рост прибыли, кредитного портфеля, охват клиентской базы, нежели банковский сектор. За счет чего?

– Причин роста микрофинансового рынка несколько. Это устойчивая клиентская база, быстрое принятие решений и сжатые сроки выдачи кредитов, упрощенный сбор документов. Также отчасти причина в том, что компании начинают сдавать отчетность Нацбанку, поэтому создается эффект резкого роста, хотя на самом деле в большей степени это выход из тени.

Если говорить о KMF, то мы растем ежегодно на 20 %. Основной фактор состоит в том, что мы не прекращаем кредитовать. Этому способствует развитая система финансирования, благодаря отличной кредитной репутации KMF имеет постоянный доступ к ликвидности. Поэтому клиенты, видя эту стабильность, всегда уверены в своем положении.

Немаловажный фактор в росте прибыли – высокое качество кредитного портфеля, основанного на нашей методике оценки платежеспособности клиента. Также мы постоянно оптимизируем работу сотрудников, основная доля которых – кредитные эксперты. Это происходит через автоматизацию процессов. Сейчас наши кредитные эксперты работают на планшете и имеют возможность принять решение, находясь вне офиса, у них есть все необходимые данные, в том числе актуальные сведения кредитного бюро. Это значительно экономит их время и, как следствие, сказывается на скорости рассмотрения заявки – один-три дня.

Также мы стараемся привить культуру бережливого отношения к своим расходам среди клиентов, обучая вести семейный бюджет в рамках уроков по финансовой грамотности.

– Каков ваш прогноз по росту рынка микрофинансовых организаций на 2016–2017 годы?

– Микрокредитование в Казахстане все еще является молодым сектором финансового рынка. Однако специфика такова, что он очень неоднороден, тон качественному и количественному росту задают несколько крупных игроков. Соответственно, рост обеспечивается за счет их показателей. Среди этих компаний есть МФО, которые активно работают в сельской местности, в том числе в районах и малых городах, слабо охваченных банками. Также одним из драйверов роста выступает интерес самого населения, которое все больше интересуется микрокредитованием как альтернативой банковскому финансированию.

В то же время, по оценкам зарубежных экспертов, насыщение рынка услугами МФО в стране ниже среднего. Для сравнения: в Кыргызстане этот показатель достигает 90 %. Так что потенциал развития микрокредитования в Казахстане большой. Крупные МФО уже накопили необходимый опыт и компетенции для качественной работы с предпринимателями и населением и будут стремиться их масштабировать.

Какие вызовы вы видите для своей компании и рынка в целом в ближайшие два-пять лет?

– Среди угроз можно отметить резкое и широкое снижение деловой активности и покупательской способности. Эти обстоятельства напрямую отражаются на наших клиентах. Угрозой рынку могут быть действия компаний в сфере онлайн-кредитования, которые оказывают негативное влияние на общее восприятие микрофинансовых организаций у населения.

– Какие возможности и точки роста для МФО можете назвать?

– У МФО сложился достаточно стабильный и лояльный сегмент клиентов-предпринимателей. Считаю, что они могут без рисков для рынка оказывать другие услуги. Например, осуществлять переводные, обменные операции. Такие услуги законодательно разрешены МФО в других странах, например в России, Кыргызстане, Таджикистане, из дальнего зарубежья – в Южной и Юго-Восточной Азии.

Читайте также

news
Партнеры
14.06.2022
KMF и Азиатский банк развития подписали соглашение о займе
13 июня KMF и Азиатский банк развития подписали соглашение о займе на $15 млн. Это первый совместный проект компании и АБР. Выделенные средства буду...
Подробнее
news
Новости
27.05.2022
KMF подтвержден рейтинг от Fitch на уровне «B+» / и повышен национальный рейтинг до BBB(kaz)
26 мая 2022 года Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») KMF на уровне «B+» / прогноз «Стабильный». Fitch ...
Подробнее
news
Новости
24.05.2022
Выставка казахстанских производителей «Ulttyq Onim»

На прошедших выходных в столице прошла выставка «Ulttyq Onim». Мы как компания, которая нацелена на развитие предпринимательства поддержали отечественных...

Подробнее
news
Партнеры
03.05.2022
KMF расширяет финансирование «зеленых» технологий
Компания представила программу «зеленого» финансирования для гостиниц и ресторанов.
Подробнее
news
Новости
18.04.2022
KMF помогла пострадавшим от пожара предпринимателям Талгара (Алматинская область)
Компания оперативно представила пострадавшим предпринимателям помощь и поддержку
Подробнее
news
СМИ о нас
18.03.2022
Европейский инвестиционный банк заинтересован в финансировании МФО KMF
Делегация Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) прибыла в Алматы в рамках рабочей миссии.
Подробнее
news
СМИ о нас
18.03.2022
Вице-президент ЕБРР Алан Пию встретился с руководством МФО KMF

В Алматы с рабочим визитом прибыл вице-президент ЕБРР Алан Пию. На встрече с лидером микрофинансового рынка Казахстана - KMF, обсуждались вопросы ...

Подробнее
news
СМИ о нас
12.03.2022
МФО KMF открыла офис в Приаралье
Компания активно расширяет свое присутствие в отдаленных регионах. В отделении получили работу шесть местных жителей.
Подробнее
news
Новости
04.03.2022
KMF инвестирует в капитал венчурного фонда MOST Ventures $2 млн
Согласно договоренностям MOST Ventures направит полученные средства на стартапы молодых предпринимателей, специализирующихся  в сфере финансовых ...
Подробнее