МКО станут МФО, или Чем хороши «дорогие» деньги
Nakanune.kz
09.02.2015
МКО станут МФО, или Чем хороши «дорогие» деньги
С 2016 года казахстанские микрокредитные организации перейдут в зону регулирования Национального банка. Им дан год на то, чтобы пройти перерегистрацию. И, как выяснилось на днях, у некоторых игроков этого сектора появились банковские амбиции.
Принципиальная разница между микрокредитными организациями, которые сейчас работают, и микрофинорганизациями, в которые они должны превратиться в течение 2015 года, состоит в том, что вторые регулируются Нацбанком, рассказал во время встречи с журналистами в пятницу глава Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана Анатолий Глухов. Это означает, что они подпадут под требование закона о защите потребителей финансовых услуг.
- Вы знаете, что по нашему сектору очень мало цифр, и мы не знаем, насколько достоверны те, которые крайне редко озвучиваются. Кроме того, МФО будут предоставлять сведения о заемщиках в Кредитное бюро, что благоприятно отразится на качестве портфеля и предотвратит возникновение задолженности у наших заемщиков, — сказал Глухов.
Первой в этом деле стала микрофинорганизация KMF, работающая в стране уже семнадцать лет. Как заверил представителей прессы председатель правления KMF Шалкар Жусупов, компания является самым крупным участником этого сектора.
- Мы получили статус МФО в феврале этого года. Такой статус не только задает новый уровень работы, но также является благоприятным фактом для наших клиентов, -заметил Жусупов.
Откуда пошло микрокредитование, рассказал прессе президент американской корпорации ASDIVOCA, учредителя KMF, Билл Поледор. По его словам, родиной микрокредитования стали США. В 1959 году Джон Кеннеди призвал фермерские кооперативы США объединиться и помочь развитию таких же хозяйств во всем мире.
- Смысл был в том, чтобы развить дух предпринимательства среди кооперативных предприятий, а люди могли существовать без помощи правительств и донорских организаций, — объяснил Поледор. — Когда в 1997 году мы создавали KMF, надеялись, что компания будет успешной и станет настоящим казахстанским брендом. То, что мы видим сейчас, стало результатом поддержки фонда Сороса и правительства США.
Именно благодаря отношениям с международными фондами и партнерами KMF не нуждается в деньгах. По словам Жусупова, компания, например, не участвует в госпрограммах. Не потому, что не хочет развиваться на казенные деньги, тут же оговорился он, просто у нее нет потребности в казенных деньгах.
- У нас нет необходимости просить ресурсы у правительства. Но хочу сказать, что с момента запуска «Дорожной карты бизнеса» количества наших клиентов не уменьшилось, ведь предпринимательство развивается по всему Казахстану, — сказал Жусупов.
В то же время плох тот солдат, который не хочет стать генералом, поэтому рано или поздно KMF составит конкуренцию банкам. И дело тут не в том, какую вывеску имеет бизнес, а в том, чтобы получить лицензию на ведение банковских услуг: выдачу депозитов, ведение валютных операций, оплату коммунальных услуг, пояснил спикер.
- В данный момент клиенты берут кредит у нас, коммунальные счета оплачивают на «Казпочте», депозиты держат в банках, то есть им приходится обходить несколько организаций. Идея в том, чтобы они могли делать все это в одном месте. Не думаю, что Нацбанк предоставит нам право привлекать депозиты, но почему бы не предоставить право на некоторые операции, которые не несут риска для системы, — добавил Жусупов.
Теперь это, по его мнению, тем более актуально, ведь МФО будут проверять наравне с теми же банками. Что касается стоимости продуктов компании, то она выше, чем у банковских. По беззалоговым кредитам процентная ставка в среднем находится на уровне 40% в год. Если речь идет о стартапах и у заемщика имеется залоговое обеспечение, то ставка для него составит примерно 15%. Работающему бизнесу заем обойдется в 25-30% годовых.
- Конечно, сравнение с крупными банками говорит не в нашу пользу. Но если речь идет о средних БВУ, то могу сказать, что в Казахстане для заемщика решающую роль не всегда играет стоимость кредита. Учитывая обширность территории, зачастую именно доступность денег имеет значение. Например, почти не охвачены сельские регионы. И мы там активно работаем, — пояснил популярность «дорогих» денег компании Шалкар Жусупов.
В конце пресс-конференции Анатолий Глухов отметил, что сейчас в правительстве рассматривается ряд кардинальных мер по развитию МФО. Например, создание специализированного фонда, который должен заняться финансированием этих финорганизаций, и расширение списка инструментов «Дорожной карты бизнеса» в области микрокредитования, когда государство будет субсидировать конечную ставку по их займам.
Автор: Ксения БОНДАЛ