• KMF
  • Новости
  • Как научить ребенка бережливости и финансовому планированию

Как научить ребенка бережливости и финансовому планированию

14.03.2014

Газета "Вечерний Алматы", от 13. 03.2014г.

Давать ли ребенку деньги на карманные расходы? Если давать, то какую сумму, и с какого возраста? Эти вопросы извечно будоражат умы многочисленных мам, пап, бабушек и дедушек.

Финансовой грамотности, к сожалению, в наших школах практически не обучают. По мнению экономистов, разумное отношение к собственным бумажкам с тенговым номиналом в раннем возрасте открывает хорошие перспективы материального благополучия для детей в будущем. Самые важные знания они получают на опыте пользования карманными деньгами.

Многие родители убеждены, что «дензнаки» просто «позарез» нужны ребенку. Карманные деньги являются самым лучшим «тренажером» материальной самостоятельности для подрастающего поколения. Кроме того, возникающее чувство «кредитоспособности» просто необходимо для их чад. По мнению родителей, личная «энная» сумма научит детей самостоятельно распоряжаться выданными деньгами и планировать свои траты.

К сожалению, иногда это приводит к обратному эффекту. Так, по словам алматинки Антонины Петровны, они регулярно дают своему десятилетнему внуку Артему на карманные расходы. В плановые затраты мальчика входит ежедневный обед в школе, покупка различных сладостей, авторучек, карандашей, также регулярное пополнение баланса мобильного телефона.

Кроме того, у него есть внеплановые запросы. На это ему требуются дополнительные «карманные» расходы с «покушением» уже не только на бабушкин, но и дедушкин кошельки. Это такие дополнительные расходы, как покупка последней модели мобильного смартфона яблочной версии. Приобретение пятнадцатого по счету футбольного мяча, очередного коллекционного «бакугана», прочих нужных и ненужных вещей.

При этом внук разработал хитроумную систему, как можно приумножить свой капитал. Часть карманных денег, которые ему полагаются, он не берет, так сказать, копит про запас у бабушки и дедушки. Как только включается его «хочуха» на очередную вещь, он подходит к своим родственникам, объясняет им, что вещь ему очень нужна. Причем приводит очень весомые аргументы. В итоге, практически всегда его просьбу выполняют.

На робкие просьбы «умерить свой аппетит и закатать губу», он отвечает решительным отказом. При этом объясняя по-деловому, что сумма полагается ему по праву, он может распоряжаться ею по своему усмотрению, и вообще призывает их вернуть все его сбережения, но уже с процентами.

Был бы ум, будет и рубль

Почему так происходит, что ребенок начинает «тянуть» деньги со взрослых? С какими еще проблемами сталкиваются родители, выделяя денежку своим отпрыскам на «карман»? Как говорится в пословице, что лучше для нуждающегося – удочка или рыба? Где знания – это удочка, а деньги – это рыба. Все в один голос говорят: надо давать первое, а на деле дают рыбу. Может, лучшим вариантом будет сделать из него рыбака – дать в руки удила и научить его той самой ловле?

О том, как ответить на эти вопросы и научить детей планированию и бережливости, «Вечерка» спросила у советника председателя правления «микрокредитной организации KMF» Раузы Ибрагимовой.

– Как вы считаете, стоит ли давать детям деньги на карманные расходы?

– Как можно научить пользоваться этим инструментом, если не давать его в руки? Я считаю, что деньги ребенку давать нужно, к примеру, за какие-то заслуги, убрался, получил пятерку, на проезд и так далее. Необходимо его приучить к трудолюбию, чтобы он смог заслуженно получить вознаграждение. Но только так, чтобы он этим не увлекался и не говорил: «не буду делать до тех пор, пока не заплатите».

– Как в таком случае не переступить этот край?

– Здесь все индивидуально. Допустим, мне больше нравится, когда можно просто поделить обязанности в семье. Нужно объяснять, ребенку, то, что он сделал дома, это тоже помощь – это вклад в семью, семейный бюджет. Нужно придерживаться золотой середины, каждый родитель должен понимать и чувствовать это.

– Какая, по-вашему, сумма полагается школьникам, из какого расчета?

– Для того чтобы дети могли управлять своими деньгами, нужно учитывать их возраст и в рамках бюджета семьи определять сумму. Надо более аккуратно подходить к этому вопросу, чтобы не подвергнуть школьника опасности. Ни для кого не секрет, что деньги у него могут отбирать, зная, что ребенок из благополучной и обеспеченной семьи. Думаю, что лучше давать какой-то минимум, возможно, на проезд, на обед, если в школе не организовано питание. Я считаю, каждая семья способна определить необходимую сумму.

Детям младшего возраста деньги на расходы нужно давать чаще, но меньше. Их отличие от взрослых в том, что они все иначе воспринимают. Поэтому в раннем возрасте им все дается сложнее, в том числе и планирование. К примеру, дети в возрасте семь – десять лет, потратят всю сумму, выделенную родителями, сразу в первые несколько дней или, наоборот, вообще не станут тратить эти деньги.

Подросткам, на мой взгляд, лучше всего выдавать определенную сумму раз в месяц. Это научит их экономить, составлять бюджет, откладывать деньги, определить приоритеты.

– Стоит ли контролировать покупки ребенка с тех денег, которые ему полагаются как карманные?

– Конечно, причем важно это делать регулярно. К примеру, у детей младшего школьного возраста это нужно делать ежедневно. У подростков лучше деликатно спрашивать один-два раза в неделю, на что они откладывают или тратят свои деньги.

Для того чтобы дети научились принимать финансовые решения, родителям важно помогать им советами или личными примерами. Ни в коем случае нельзя диктовать подросткам, как им сохранять либо расходовать свои деньги. Необходимо давать направление, показывать, какие вещи у них есть, от чего он может отказаться и почему.

Дети как губка впитывают все, поэтому нужно объяснять и показывать им на примерах. Нужно провести совместный анализ и посмотреть, на что они тратят деньги. Допустим, ребенок купил жвачку, компьютерные игры и так далее. Родителям нельзя пускать все на самотек. Дали деньги в руки и забыли. Если не контролировать этот процесс, то у ребенка образуется привычка: как легко деньги получил, так же легко их потратил. От этого начинаются все проблемы.

– Если ребенок тратит все свои деньги одномоментно, то как можно научить его бережливости?

– Тинейджерам можно открыть депозит, малышам подарить копилку. Поиграть с ними в финансовую игру «Три конверта», суть которой проста, к тому же эффективна. Она заключается в следующем. Выдайте ему три пустых конверта и попросите распределять по ним его сбережения. В один – обязательные траты, в другой – мелкие расходы, в третий – накопления. Если в течение месяца деньги вашего чада «перекочевали» из одного конверта в другой, то проанализируйте вместе с ребенком причины. Помогите ему выявить его ошибку и разработайте более реальный план на следующий месяц.

– Как, по вашему мнению, ребенку нужно относиться к деньгам?

– Деньги – это инструмент, с помощью которого ребенок может расти и развиваться. Просто нужно правильно использовать те механизмы, которые заставят деньги работать в этом направлении. Хотелось бы отметить, что для детей примером является семья, ее атмосфера и правила.

Принимая этот фактор во внимание, наша компания, как социально ответственная организация, разработала и запустила проект «Повышение финансовой грамотности среди населения РК».

Это бесплатный курс, состоящий из 10 лекций-модулей, который может посетить любой желающий, как житель нашего города, так и регионов республики. Эти модули направлены на повышение финансового образования населения. Они затрагивают такие вопросы, как избежать проблемы при выборе кредита, объясняют тонкости заключения договоров с финансовыми институтами, каким образом лучше осуществлять платежи, нужно ли страховаться и так далее.

В один из уроков входит такая тема, как планирование бюджета в семье, его правильное составление. Другой модуль помогает повысить азы знаний, научит, как правильно вести учет своих трат в семье. Думаю, что этот курс будет полезен каждому члену семьи. Я считаю, что если родители будут верно, вести свой бюджет и правильно распоряжаться своими денежными ресурсами, то на их примере дети научатся пользоваться таким финансовым инструментом, как деньги.

Эти знания помогут слушателям, принимать рациональные решения для того, чтобы улучшить качество своей жизни. Для того чтобы люди знали, что такое деньги, поняли, как с ними разумно обращаться, как их можно приумножать.

Елена ЦОЙ

Назад к разделу